Ответственность за неоприходование наличности
Субъект
хозяйствования провел полученную наличность в сумме 619 798 грн через
зарегистрированный, опломбированный в установленном порядке и переведенный в
фискальный режим работы регистратор расчетных операций (РРО) и подклеил
фискальные чеки к книге учета расчетных операций (КУРО), но раздел 2 КУРО не
заполнял за период с 01.03.2011 г. по 27.07.2011 г. После проверки
контролирующими органами был начислен штраф в сумме 3 098 990 грн за
неоприходование наличности.
По
мнению Высшего административного суда Украины (ВАСУ), изложенному в Определении
№ 2а-2510/12/2670, отдельные недостатки в заполнении книги учета
расчетных операций (КУРО), а именно, отсутствие заполненного раздела 2, не
являются бесспорным доказательством неоприходования наличности. В этом
случае можно говорить о нарушении порядка заполнения КУРО, но за такое нарушение
Указом № 436 штрафные санкции не предусмотрены.
Верховным
Судом Украины в Постановлении № 21-190а13 была рассмотрена коллизия
между Законом о РРО и Указом № 436 в части применения размера
штрафа за неоприходование наличности. Рассмотрев заявление налогового органа о
пересмотре постановления ВАСУ и удовлетворив его, Верховный Суд Украины пришел
к выводу о том, что нормы Указа № 436 имеют приоритет, поскольку
положениями Закона о РРО определен исчерпывающий перечень нарушений, за
которые предусмотрены финансовые санкции, в котором отсутствует такое
нарушение, как не оприходование в кассах наличности, а следовательно, не
установлена ответственность за это.
Обязательность ТТН, ничтожность сделок
В
Определении № 805/3714/13-а содержатся следующие важные для налогоплательщиков
выводы ВАСУ:
—
правилами налогового учета не предусмотрена обязательность применения
товарно-транспортных накладных (ТТН) для подтверждения расходов и налогового
кредита по НДС, поскольку отсутствие их означает лишь нарушение правил перевозки
грузов автомобильным транспортом, которые, в свою очередь, не связаны с
соблюдением налогового законодательства и не влияют на формирование
показателей налоговой отчетности;
—
налоговые органы не наделены полномочиями признавать по своей инициативе
сделки ничтожными.
К
сведению. Согласно пп. 20.1.30 п. 20.1 ст. 20 разд. I НК Украины в настоящее время
налоговые органы имеют, в частности, право:
•
обращаться в суд с исками о признании оспоримых сделок недействительными с
применением двухсторонней реституции;
•
подавать иски о взыскании в доход государства средств, полученных по ничтожным
договорам (к таким относятся, прежде всего, те, которые нарушают публичный
порядок).
Право на налоговый кредит и цепочка поставщиков
В рамках судебного спора, приведенного в Определении
№ 2а/-5764/11/1070, налоговый орган уменьшил предприятию налоговый кредит
по взаимоотношениям с физическим лицом — предпринимателем. Основанием для
такого вывода стали акты документальных невыездных проверок предпринимателя,
которыми установлен факт отсутствия поставок.
Таким образом, по мнению налогового органа, сделки,
заключенные с физическим лицом — предпринимателем, являются ничтожными, что
автоматически лишает предприятия права на налоговый кредит.
Однако суды стали на сторону предприятия, подкрепив
свою позицию следующими доводами.
— право на налоговый кредит возникает в связи с реальным
осуществлением хозяйственной операции по приобретению товаров (работ, услуг),
которая подтверждается налоговыми накладными и другими первичными и расчетными
документами;
— покупатель товаров не обязан контролировать
соблюдение законодательства со стороны своих поставщиков (за исключением
согласованности неправомерных действий сторонами договора). В этом случае
покупатель не может нести ответственность в виде лишения права на
налоговый кредит при условии реального осуществления хозяйственной операции;
— нарушение поставщиком правил налогообложения и
условий осуществления хозяйственной деятельности не является
доказательством совершения сделки, совершенной с целью, противоречащей
интересам государства и общества.
Внесение изменений в базы данных налоговых органов
В настоящее время случаются ситуации, когда налоговые
органы исключают из системы автоматизированного сопоставления налогового
кредита и налоговых обязательств по контрагентам налоговый кредит
налогоплательщика без проведения проверок и принятия налоговых
уведомлений-решений.
В
таких случаях налогоплательщик имеет право обратиться с иском в суд о
понуждении налогового органа восстановить в системе данные налоговой декларации
по НДС за определенный отчетный период. Решениями судов первой и апелляционной
инстанций указанное выше требование налогоплательщика было удовлетворено.
В
Определении № 2а-820/3498/13-а ВАСУ отказал налоговому органу в открытии
кассационного производства ввиду необоснованности кассационной жалобы.
Основания для проведения повторных проверок
налогоплательщиков
Из
содержания п. 78.1.7 п. 78 ст. 78 гл. 8 разд. II НК Украины, а также из текста
Определения № 2а-10984/11/1270 можно сделать вывод о том, что
основаниями для повторной проверки (то есть за период, который уже ранее
проверялся) налогоплательщика могут быть:
•
начало реорганизации налогоплательщика (кроме преобразования);
•
прекращение юридического лица либо деятельности физического лица —
предпринимателя;
•
возбуждение в отношении налогоплательщика процедуры банкротства;
•
снятие налогоплательщика с учета в налоговых органах.
Кроме
того, повторная проверка может быть назначена руководителем вышестоящего
налогового органа в рамках контроля за действиями работников нижестоящего
налогового органа при проведении первой проверки.
При
отсутствии одного из вышеуказанных оснований приказ налогового органа о
проведении проверки может быть признан в судебном порядке недействительным, а
соответствующие действия налогового органа по проведению проверки —
неправомерными.
Неполное
представление документов для проверки не предусмотрено в качестве основания для
проведения повторной проверки.
Z-отчет и отсутствие расчетных операций на кассовом
аппарате
В
Постановлении № 21-260а13 рассмотрен вопрос о необходимости
печати фискального чека (Z-отчета)
в случае отсутствия на кассовом аппарате в течение дня расчетных операций.
В
результате, Верховный Суд Украины указал, что если предприятие в конкретные дни
не работает и РРО не применяется (о чем должен свидетельствовать
приказ по предприятию), в печати фискальных чеков нет необходимости.
В
рабочие же дни предприятия кассовый аппарат должен быть включен и обеспечивать
распечатку фискального чека даже при отсутствии проведенных на нем расчетных
операций. Соответственно, такой чек должен быть сохранен в КУРО.
Расписка и договор займа
Краткая суть спора. Займодатель обратился в суд с иском к заемщику о
взыскании средств, полученных по договору займа. В своем встречном иске заемщик
оспаривал факт передачи денег и просил признать договор займа незаключенным.
Промежуточную точку в данном споре поставил Верховный Суд Украины, разъяснив,
что:
•
факт заключения договор займа одновременно означает и передачу средств
от заемщика к займодателю;
•
расписка также фактически может выступать договором займа.
Долги по зарплате и исковая давность
Конституционный Суд Украины в Решении № 8-рп/2013
указал, что для обращения в суд с иском о взыскании заработной платы и иных
выплат, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, не
существует каких-либо сроков давности. Кроме того, в этом случае не имеет
значения, были ли работодателем начислены данные выплаты или нет.
Расходы
при продаже товаров связанным лицам
Согласно пп. 153.2.6 п. 153.2 ст. 153 разд. III НК Украины* расходы по продаже (обмену) товаров (работ, услуг)
связанным лицам признаются в размере, не превышающим доход, полученный от такой
продажи (обмена).
По мнению ВАСУ, изложенному в Письме №
1386/12/13-13, под термином «расходы» здесь нужно понимать все расходы,
связанные с продажей (обменом) товаров, а не только расходы на их сбыт,
предусмотренные пп. 138.10.3 п. 138.10 ст. 138 разд. III НК Украины.
Полномочия органов прокуратуры
В
Письме № 1237/12/13-13 ВАСУ обратил внимание на особенности реализации
органами прокуратуры некоторых своих полномочий.
Проверки
Основаниями
для проведения проверок могут быть:
•
обращения юридических и физических лиц, органов государственной власти или
местного самоуправления при условии, что они ранее были рассмотрены
компетентным органом государственной власти, местного самоуправления или их
должностными лицами либо в случае не принятия ими решений по сути обращения в
установленные сроки;
•
собственная инициатива прокурора.
В
последнем случае прокурором должно быть издано постановление, копия которого
должна быть предоставлена проверяемым предприятиям и предпринимателям. Без ее
наличия проведение проверки не допускается. В то же время уклонение от
получения постановления не приостанавливает проведение проверки. Следует
обратить внимание на то, что в постановлении должны быть указаны основания,
свидетельствующие о нарушении закона со стороны предприятия либо
предпринимателя.
Внесение прокурором представлений
Согласно
ст. 23 Закона о прокуратуре одной из форм прокурорского реагирования
является внесение юридическим или физическим лицам представлений об устранении
выявленных нарушений законодательства. В случае отказа в удовлетворении
представления либо оставления его без ответа прокурор вправе обратиться в суд с
исками о признании:
•
незаконным нормативно-правового акта либо его части;
•
противоправным (отмене) решения или его части;
•
противоправными действий или бездействия и обязательств совершить определенные
действия либо воздержаться от их совершения.
Обратиться
с одним из вышеуказанных исков прокурор вправе и без предварительного внесения
представления.
Право прокурора на обращение в суд
Прокурор
имеет право обращаться в административный суд с исками в интересах государства.
При этом в исковом заявлении должны быть указаны нарушения интересов
государства и орган, уполномоченный представлять интересы государства в спорных
правоотношениях. В противном случае исковое заявление оставляется без движения.
Список использованных документов
НК
Украины — Налоговый кодекс Украины
Закон
о прокуратуре — Закон Украины от 05.11.1991 г. № 1789-XII «О
прокуратуре»
Закон
о РРО — Закон Украины от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР «О
применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного
питания и услуг» в редакции от 01.06.2000 г. № 1776-III
Указ
№ 436 — Указ Президента Украины от 12.06.1995 г. № 436/95
«О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения
наличности»
Решение
№ 8-рп/2013 — Решение Конституционного Суда Украины от 15.10.2013
г. № 8-рп/2013 «По делу по конституционному обращению гражданки Присяжнюк
Людмилы Михайловны относительно официального толкования положений части второй
статьи 233 Кодекса законов о труде Украины, статей 1, 12 Закона Украины «Об
оплате труда»«
Письмо
№ 1237/12/13-13 — Письмо Высшего
административного суда Украины от 11.09.2013 г. № 1237/12/13-13 «О применении
положений Закона Украины «О прокуратуре»«
Письмо
№ 1386/12/13-13 — Письмо Высшего
административного суда Украины от 10.10.2013 г. № 1386/12/13-13 «Об отмене
налоговых уведомлений-решений»
Постановление
№ 21-190а13 — Постановление Верховного Суда Украины (Судебной
палаты по административным делам) от 10.09.2013 г. № 21-190а13 «О признании
недействительными и отмене решений о применении штрафных (финансовых) санкций»
(http://reyestr.court.gov.ua/Review/33890117)
Постановление
№ 21-260а13 — Постановление Верховного Суда Украины (Судебной
палаты по административным делам) от 24.09.2013 г. № 21-260а13 «О применении
штрафных (финансовых) санкций в размере 14 960 грн»
(http://reyestr.court.gov.ua/Review/34064399)
Определение
№ 2а-10984/11/1270 — Определение
Высшего административного суда Украины от 03.10.2013 г. № 2а-10984/11/1270 «О
признании недействительным приказа о проведении проверки» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34027717)
Определение
№ 2а-820/3498/13-а — Определение Высшего
административного суда Украины от 07.10.2013 г. № 820/3498/13-а «О признании
действий противоправными и обязательств совершить действия» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34027294)
Определение
№ 2а/-5764/11/1070 — Определение Высшего административного
суда Украины от 09.10.2013 г. № 2а-5764/11/1070 «О признании противоправным и
отмене налогового уведомления-решения» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/33998388)
Определение
№ 2а-2510/12/2670 — Определение Высшего
административного суда Украины от 16.10.2013 г. № 2а-2510/12/2670 «Об отмене
налогового уведомления-решения» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34148634)
Определение
№ 805/3714/13-а — Определение Высшего
административного суда Украины от 16.10.2013 г. № 805/3714/13-а «Об отмене
налоговых уведомлений-решений» (http://reyestr.court.gov.ua/Review/34148528)
Обзор взят из журнала "Консультант бухгалтера"Посетите мой сайт : http://www.buhgalter-ya.com.ua/
Комментариев нет:
Отправить комментарий